Наука и образование<<

И стипендия, и вторая профессия…

Журналист на себе испытал особенности непрофильной магистратуры

В России сложилась уникальная ситуация. В связи с переходом на двухуровневую систему образования: бакалавриат-магистратура – у человека с высшим образованием появилась возможность второй раз бесплатно оказаться за университетской партой. Это связано с тем, что сегодня магистратура считается не вторым высшим образованием, а просто второй ступенью. Полученный ранее диплом об окончании вуза, приравнивается к первой ступени. Так что, если у вас есть корочки о высшем образовании, полученные хоть 20 лет назад, вы можете смело подавать документы в магистратуру по любому направлению и в любой вуз. И за два года приобрести еще одну профессию.

Два года на академические знания

Об этой возможности я узнала совершенно случайно. Прошлой зимой наше издание проводило круглый стол по теме «Бакалавриат или магистратура: что выбрать». Я была ведущей этого мероприятия. Ректоры нижегородских вузов рассуждали об особенностях новых стандартов, о том, каким доступным стало сегодня высшее образование и какие подводные камни может это иметь для страны. И, главное, как понять современному студенту, ограничиться ему бакалавриатом или все-таки обучение в магистратуре может в дальнейшем значительно поднять его стоимость на рынке труда. Когда все вопросы уже были заданы, буквально под занавес, ректор ННГУ Евгений Чупрунов обронил фразу, из-за которой, собственно, не только родился этот материал, но уже на целый год изменилась моя жизнь: «Вы сообщите своим читателям, которые уже имеют высшее образование, что они могут сейчас бесплатно поучиться в магистратуре. Такого в России еще не было».

Вот с того дня мне эта мысль и не давала покоя. Один из моих самых любимых форматов в работе – «испытано на себе». Это когда журналист на один день меняет работу или просто что-то проверяет на собственной шкуре. Но одно дело поработать один день в следственном комитете, за прилавком в магазине или в хирургическом отделении больницы. Или даже попробовать в течение месяца прожить на пенсию и понять, как живут при таких доходах старики. И совсем другое – два года жизни потратить на приобретение академических знаний.

В поисках магистерской программы

Окончательно желание поступить в магистратуру созрело во время отпуска. Я теперь согласна с теми психологами, которые считают первые дни после отпуска кризисными. Очень часто, отдыхая, человек понимает, что вся жизнь его – это бег по кругу, из которого очень хочется вырваться, чтобы хотя бы оглянуться вокруг. Поэтому, когда подходит момент возвращаться в прежнюю круговерть, человек вдруг что-то кардинально меняет в своей жизни. Я свою работу очень люблю и менять ее не собираюсь, но именно накануне выхода из отпуска журналистское любопытство настолько взяло вверх, что я полезла по вузовским сайтам познакомиться с магистерскими программами. Решила, что если я выдержу вступительные экзамены, то у меня появится возможность не просто посмотреть на студенческую жизнь глазами взрослого человека и на личном опыте убедиться, сложно ли это - учиться в непрофильной магистратуре, но главное – самой расширить горизонты и получить новые знания.


Компетентно:
Замдиректора по научной работе и международной деятельности НИУ ВШЭ, профессор Наталья ГРОНСКАЯ:
- Магистерские программы в Высшей школе экономики создаются с учетом того, что для многих магистратура может быть непрофильной. Например, с этого года мы начинаем подготовку по программе «Политическая лингвистика». Будем готовить экспертов по языковой политике. Подобного направления нет ни в одном нижегородском вузе, поэтому профильных бакалавров и не может быть. Мы не рассчитывали магистерскую программу узко на лингвистов. Сюда могут поступать и политологи, и международники, философы, историки, социологи и даже управленцы. И для всех мы разработали адаптационный курс, который поможет магистранту восполнить те базовые знания, которые у него отсутствуют. Если это политолог, он сделает упор на теорию языка, лингвист – на политологию и так далее.


Естественно, я выбирала среди направлений гуманитарного блока. Филологический факультет не рассматривала, так как имею как раз диплом филолога. Журфак – тоже. Мне приглянулись по одному из направлений на социальном факультете и факультете международных отношений: но и там, и там знания, которые я бы хотела приобрести, давались в бакалавриате, и на вступительном экзамене в магистратуру я должна была их уже продемонстрировать. Освоить их самостоятельно, чтобы в ближайшие два года лишь углубляться, у меня уже не было времени, до вступительных испытаний оставалось 3 недели. И здесь я вспомнила про свою школьную любовь к истории.

В представленных направлениях исторических факультетов больше всего меня привлекла магистерская программа «История Отечества», которую предлагал ННГУ имени Лобачевского. Она обещала не только погружение в седую старину, но и самый современный взгляд на новейшую историю, на популярный сегодня междисциплинарный подход в исследованиях в союзе с лингвистикой, социологией и психологией, изучение экономического и политического состояния России и многое другое. И, кроме этого, в программе были указаны еще риторика и два иностранных языка. А в качестве вступительных испытаний нужно было сдать экзамен по истории России. Учитывая, что этот предмет мы все изучаем в школе, я сдавала его при поступлении в университет и занималась на первых курсах филфака, подготовиться даже за короткое время было все-таки реально.

И вот наступил день вступительных экзаменов. Очень сложно передать ощущения, когда ты спустя десятилетие после окончания вуза снова приходишь туда в качестве абитуриентки. В коридоре было немноголюдно и, как я поняла, начала экзамена ждали как раз те, кто поступал не по профилю. Бакалавры-историки были зачислены по результатам выпускных экзаменов.

Сегодня университетские коридоры уже забывают тот наплыв абитуриентов, что был в прежние годы. С введением ЕГЭ школьники, отмучившись однажды на экзамене, подают документы в несколько вузов и уже дома по Интернету следят за тем, как выглядят его результаты на фоне других абитуриентов. Главное теперь для них - не проспать момент, когда нужно нести подлинник аттестата в приглянувшийся вуз.

Мы же должны были определиться с будущей альма-матер без права на ошибку и приезжать на вступительные экзамены сначала на дневное отделение, а если не хватало баллов пройти, то спустя месяц снова сдавали экзамены уже на вечернюю или заочную форму.

Я помню, когда приехала сдавать вступительные экзамены после школы, первое, что повергло в шок - огромное количество желающих стать журналистами и филологами. Абитуриенты сидели на полу, окнах, ступеньках лестницы. В 90-е годы гуманитарное образование было на взлете.

Сегодня конкурс значительно меньше и, мне кажется, этой ситуацией непременно нужно воспользоваться, чтобы успеть получить качественное гуманитарное образование. Госпожа История не ходит по прямой, а движется по синусоиде, и я думаю, через несколько лет на истфаки и филфаки снова будет не попасть.

Скидка в купейном вагоне

Через несколько дней я увидела свою фамилию в списке зачисленных. Теперь предстояло привыкать к новому ритму жизни: учебу днем соединять с работой в газете. Буквально со второй недели сентября рабочий день растянулся с раннего утра до позднего вечера, с перерывом на несколько часов учебы.

Сложно сосчитать, сколько раз за прошедший год мне приходилось объяснять моим родным, знакомым, новым одногруппникам и преподавателям, с чего это я вдруг пошла учиться. Но со временем я привыкла к округленным глазам окружающих.


Компетентно:
Ректор НИУ-ННГУ имени Лобачевского Евгений ЧУПРУНОВ:

- Двухуровневая система обучения имеет ряд весомых преимуществ. Она дает человеку две больших возможности: во-первых, учиться хоть всю жизнь. Бакалавр может закончить вуз, отправиться работать и спустя годы понять, что каких-то знаний ему не хватает. И тогда он может поступить в вуз именно тогда, когда ему это будет удобно, и на то направление, которое больше всего подходит для профессиональной деятельности. Точно так же, если он поймет, что хотел бы заниматься научной деятельностью, то поступит в магистратуру, а потом в аспирантуру. Второе преимущество ступенчатости – возможность резко поменять траекторию своего образовательного пути. Выпускники школ часто выбирают вуз по желанию родителей или за компанию с друзьями, а потом выясняется, что душа лежит к чему-то другому. И тогда по окончании бакалавриата молодой человек может поступить на другой факультет, продолжать учебу совсем по-другому направлению и за два года получить еще одну профессию.

Как долго продлится в нашей стране ситуация, при которой специалист с высшим образованием может бесплатно обучаться в магистратуре, предсказать сложно. На данный момент специалитет приравняли к бакалавриату, поэтому в этом году мы продолжим принимать специалистов в магистратуру на бюджетные места. На следующий год, может быть, законодательного ничего не поменяется, но не забывайте про один момент. Через два года во всех вузах будет первый выпуск бакалавров, поступавших учиться по новым стандартам, когда бакалавриат пришел на смену специалитету. Так как работодатели относятся к бакалаврам пока еще настороженно, ребята захотят продолжить обучение в магистратуре и прорваться в нее будет гораздо сложнее. На многие направления мы ожидаем очень большой конкурс.


Первый приятный бонус, который ожидал меня – это стипендия. При планировании учебы я совсем упустила из виду, что как студентку очной формы меня ожидает это скромное финансовое пособие. Когда староста принесла ведомость для росписи и отсчитала мне тысячу рублей с копейками – я не могла сдержать улыбки. Понятно, что за одну статью работодатель платит больше месячной студенческой стипендии, но все равно было приятно. Минимальная стипендия в университете составляет 1300 рублей. Чтобы ее получать, необходимо сдать экзамены без троек и иметь хотя бы одну пятерку. Во втором семестре моя стипендия подросла. Если сдаешь на все пятерки и одну четверку – назначат полуповышенную, на все пятерки – повышенную, то есть 2600 рублей. Естественно, у отличников есть возможность получать деньги посерьезнее: это и Оксфордская стипендия и ряд других.

Второй приятный бонус – 50-процентная скидка на проезд в купейных вагонах поездов дальнего следования. Я ей воспользовалась прямо по осени, в первую же поездку в командировку.

Третий приятный бонус – занятия иностранными языками. В магистратуре истфака обязательное изучение двух языков, поэтому пришлось вытаскивать из закоулков памяти все свои небогатые знания по немецкому языку, к которому последние десять лет точно не обращалась. Но к концу года уже был виден прогресс, и особенно приятно было читать и понимать, о чем пишут в газетах коллеги из Германии.

Ну и, наверное, главный бонус – исторический факультет меня не разочаровал. А скорее наоборот, дал мне возможность заниматься исследованиями в очень близкой к моей профессиональной деятельности области – изучать роль СМИ в истории нашей страны.

Советы бывалого!

Тем, кто планирует поступать в непрофильную магистратуру:
1. Нужно понимать, что ты приходишь на 5-й курс. У твоих одногруппников за плечами четыре года, поэтому изначально их база сильнее твоей. То, что ты слышишь в первый раз, они очень часто уже в третий, и тебе придется в два раза больше прилагать усилий, чтобы сравняться, а затем, если амбиции не дают покоя - чтобы обогнать.
2. В магистратуре особый акцент делается на написании магистерской диссертации. Очень часто она пишется на базе бакалаврской работы. У тебя такой нет, поэтому не надо затягивать с выбором кафедры, научного руководителя и темы. Лучше всего озаботиться этим уже в сентябре. Нам, например, спустя всего три месяца уже пришлось защищать на кафедре первую курсовую работу по своей будущей диссертации.
3. Когда мои знакомые узнавали, что я учусь в магистратуре, многие из них тоже загорались желанием получить вторую профессию. И чаще всего речь шла о юридическом образовании. Я хочу предупредить всех об одном моменте: магистратура – это вторая ступень высшего образования, она предполагает более углубленное изучение дисциплин и занятие научно-исследовательской деятельностью. Здесь не будут преподавать азы, другими словами, это не то место, где будущий юрист впервые познакомится с уголовным правом или гражданским кодексом.
Фундамент юридических знаний он уже должен продемонстрировать на момент поступления в магистратуру.

©2013 Новикова Марина журналист | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Memory consumption: 1.75 Mb